среда, 27 января 2021 г.

 





Родительское собрание

"Формирование культуры отношения к природе родного края".

         Любовь  к  природе - сложное  чувство;  оно  включает  эмоциональную отзывчивость,  устойчивый  интерес  к  природе  и  желание  охранять  и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе родного края.

        В связи с этим перед взрослыми, знакомящими детей с природой, возникают следующие задачи:

-воспитывать  у  детей  эмоциональную отзывчивость,  умение  видеть  и понимать красоту природы;

-формировать эстетические чувства;

-воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;

-формировать бережное отношение к природе;

-пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к её соданию.

      Знакомя детей с природой родного края, необходимо вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик. В.А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом  небе,  услышал  пение  соловья и  пережил  восхищение  красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека.  Но  это  облагораживание  требует  больших  воспитательных усилий".  (Сухомлинский  В.А.  "Сердце  отдаю  детям").  Каждый  объект природы,  яркий  или  скромный,  большой  или  маленький,  по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.       

       Встречи с природой возбуждают  фантазию  ребенка,  способствуют  развитию  речевого, изобразительного, игрового творчества.

    Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе родного края тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к труду. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям,  как  человек  оберегает  и  умножает  природные  богатства,  сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.

      Любовь  к  природе родного края  определяется  прежде  всего  действенным,  бережным отношением  к  ней.  У  детей  это  выражается  в  элементарной  заботе  о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.

      Многому  могут  научить  своих  детей  взрослые,  воспитывая  заботливое отношение к природе родного края: как собирать грибы, не разрушая всю грибницу, как сохранить  кристальную  чистоту  воды  родников  и  т.п.  Взрослые  должны предупреждать и бесцельное уничтожение детьми полевых цветов. При этом всегда нужно помнить об огромной силе воздействия личным примером на формирование таких ценных качеств у ребенка, как бережное отношение к природе родного края, непримиримость к расточительству ее богатств.

 

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание в семье».

1. Все чаще звучит в природе «SOS»

-Остановись! Одумайся!–шепчут человеку леса.

-Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню.

-Пощади!-вторит земля. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю, старею. Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка.

-Я знаю, ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я тебе нужна и в полете. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов».

     Вот так Земля взывает нас о помощи, и мы с вами должны защитить ее, сберечь. Кроме этого мы должны научить ребенка делать тоже самое, ибо ему на ней жить дальше.

Наша задача–подвести детей  к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за Землю.

2. Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе?

Прежде всего через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям).

Но  начинать  надо  с  себя,  ибо  ребенок  многое усваивает  благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек.

-Человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок.

-Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки

лесных цветов.

-Мы  не  должны  сбивать  ногами  незнакомые  нам  или  даже  известные ядовитые грибы. Многие из них–лекарство для лесных обитателей.

-Не следует ловить и нести в дом лесных зверушек и птиц.

-Вежливый человек не оставит после себя свалки.

3. Необходимо как можно чаще бывать с детьми на природе. Ходите с ними в лес,  парк.  Детей  надо  учить  видеть  красоту  природы,  понимать  ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Внимание детей  к  различным  объектам  природы  следует  привлекать  с  помощью вопросов,  жестов,  эмоциональной  речи,  игр,  обращение  к  поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и  интерес. Побуждает  к  размышлению  и  сомнению.  Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность.

В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?».

4. Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться,  интерес  ребенка  к  природе  угаснет. 

Задумайтесь!  Не  губите хорошее начинание в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.

5.  Не  отстраняйте  детей  от  ухода  за  животными,  растениями.  Наоборот необходимо включить детей в  посильную для их возраста практическую деятельность.  В  процессе  труда  в

природе  совершенствуются  трудовые навыки и умения природоохранного характера.

Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение к ней

-Как  Вы  считаете,  можно  ли  ловить  бабочек  и  других  насекомых?  Что воспитывается в детях при этом?

-Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

  Саша,  помогая  бабушке  ухаживать  за  земляникой        в        саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы:

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

·        Как  Вы  считаете,  если  ребенок  будет  принимать  участие  в  трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

·        Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

·        Считаете  ли  Вы, что  такая  работа  с  детьми  будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.

·        Можно  ли  относиться  к  природе  как  средству  воспитания  в  человеке прекрасного?

«Прекраснее  всего  сама  природа.  В  нее-то  и  вглядывайтесь  как  можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это научит сознательнее относиться  к  ним  при  оценке,  глубже  вникать  в  их  сущность...

Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

(К. Станиславский).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий