четверг, 14 октября 2021 г.

Родительское собрание в 3в классе от 15.10.21

Тема: «Самосознание и образ «Я» младшего школьника».

1. Доклад кл. руководителя: Круцкиной Натальи Алексеевны

        Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

      В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

    Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличив от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.

     В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе - более обоснованными.

     Школа и семья - внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия - создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.

    Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребенком. Многим детям все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.

     В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка.

     Родителям, так же, как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к школе и дальнейшее его обучение в начальных классах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состояния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:

· собственное имя,

· самооценка,

· притязание на признание,

· образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация),

· представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем),

· оценка себя в отношении прав и обязанностей.

      Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников - в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказывают: самооценка и уровень притязаний.

      Появление самооценки - не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

      В дошкольном возрасте внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе в основном положительная. Это ключ к развитию и воспитанию ребенка, подаренный ему природой для формирования личности. Родители и педагоги, владея им, должны осознавать всю ответственность, которую они на себя берут, используя доверительность и открытость, подчинение и подражание ребенка взрослому. Самосознание, самооценка ребенка непосредственно зависят от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И если в дошкольном возрасте самооценка еще неустойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

      Адекватная самооценка - реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

      Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

     Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

     Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

     Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

     Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

    Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

    Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.

    Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

   В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, вычленить свои индивидуальные качества, свое отличие от остальных.

   Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям.

    Изучение мотивов получения оценок у учащихся I--III классов показало, что эти мотивы могут быть внешними («Хочу, чтобы ставили оценки. Мама посмотрит, что 5 или 4, и пустит гулять»,-- говорит первоклассник. «Хочу, чтобы ставили оценки, потому что, когда я получаю пятерку, мама и бабушка радуются и говорят: «Какой ты у нас хороший!» -- объясняет второклассник) и внутренними («Я хочу, чтобы были оценки, потому что мне интересно знать, что я заслужил -- пятерку или двойку», -- пишет третьеклассник). Внешние мотивы обнаруживают стремление детей к тому, чтобы обеспечить себе хорошее отношение со стороны близких. Эти мотивы характерны для учащихся первых и вторых классов. Учащиеся третьих и четвертых классов хотят получать оценки не только для того, чтобы порадовать маму или бабушку и обеспечить их хорошее отношение к себе, но и для того, чтобы самому иметь более четкое представление о своих успехах и о пробелах в знаниях.

      Этот переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о самом себе. Учителю следует всячески поддерживать такую внутреннюю мотивацию. 

2. Безопасные каникулы.


                                     Уважаемые родители и учащиеся!

     Вот-вот начнутся осенние каникулы. Это прекрасная возможность, посвятить больше времени своим любимым увлечениям, прогулкам на воздухе, а также просто отдохнуть и набраться сил перед новой учебной четвертью. Но даже во время отдыха ни в коем случае нельзя забывать о своей безопасности.

Семейный кодекс РБ гласит: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей...».

    Вне стен школы ослабевает контроль за поведением и безопасностью детей со стороны педагогов. Убедительно просим вас не оставлять без внимания ваших детей. Интересуйтесь их делами, времяпрепровождением, их друзьями, компьютерными играми, в которые они играют, Интернет-сайтами, которые они посещают, будьте в курсе кино- и музыкальных пристрастий Ваших детей. Присматривайтесь, в каком состоянии возвращаются ваши дети домой, в порядке ли их самочувствие. Если Вы видите, что поведение или настроение Вашего ребенка резко изменилось без известной или видимой для Вас причины, попытайтесь деликатно выяснить её, а в случае необходимости – обратитесь к специалистам. Повторите с детьми телефоны экстренных служб спасения.   Напомните детям следующую информацию о личной безопасности: быть осторожным при случайных знакомствах, не спешить давать номер своего телефона и адрес малознакомым людям, какими бы  доброжелательными они ни казались; избегать безлюдных мест, оврагов, пустырей, подвалов, чердаков, заброшенных домов и помещений; в разговоре с друзьями и в присутствии посторонних не хвастать, что дома (у родителей) есть дорогостоящие предметы, ценности, ювелирные украшения; ни в коем случае не соглашаться, если незнакомый человек приглашает ребенка к себе домой или иное место, чтобы послушать музыку, сфотографироваться, подарить что-то, посмотреть кино, животных или просит пройти куда-либо, чтобы помочь что-нибудь сделать; не заходить в тёмные дворы, передвигаться по возможности знакомым маршрутом, по освещенной улице или там, где есть много людей; не брать ничего у малознакомых или незнакомых людей; применять силу, громко кричать, звать на помощь, убегать, звонить в квартиры, стучать в окна и т.д., если кто-либо попытается поймать, догнать или схватить ребенка;

Убедите своего ребенка не заходить на незнакомые сайты в Интернете, не отвечать на предложения от незнакомых людей в социальных сетях; если кто-то через сайты пытается назойливо искать дружбу, напрашивается в гости или приглашает встретиться, категорически отказываться попробовать курительные смеси, алкоголь, наркотики; что-либо нюхать, пить, жевать. Если не получается просто отказаться, то сослаться на якобы имеющееся заболевание, при котором указанные действия могут привести к необратимым последствиям; не играть в тёмных местах, на свалках, стройплощадках, пустырях и в заброшенных зданиях, рядом с железной дорогой и автомагистралью; при походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги;

всегда сообщать родителям, куда   идёт гулять; находясь дома, быть внимательным при обращении с острыми, режущими, колющими предметами и электронагревательными приборами; не играть со спичками, зажигалками и т.п.; не дразнить и не гладить беспризорных собак и других животных.

Напоминайте детям о соблюдении правил дорожного движения и о соблюдении правил поведения в транспорте, необходимости ношения световозвращающих элементов.

Не допускайте вождения несовершеннолетними скутеров, мотоциклов, автомобилей. На дорогах общего пользования разрешено движение на велосипеде только с 14 лет, на мопеде и скутере – с 16.

При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

Постоянно напоминайте детям об электробезопасности! Помните, что ребёнок во время каникул  не должен быть предоставлен самому себе. В каникулярное время в УО работают объединения по интересам, проводятся различные воспитательные мероприятия, график которых записан в ученическом дневнике и размещён на сайте УО.

Содержательных, полезных и безопасных каникул ВАМ!

 

Осень позолотой
Листья покрывает,
Осенние каникулы
В школе наступают.

После первой четверти —
Это передышка,
Чтоб слегка расслабились
Девчонки и мальчишки.

Весело желаю
Вам их провести,
Чтоб с новыми силами
В школу вновь прийти.

3.Родительский контроль за поведением детей,мониторинг социальных сетей.

         Возраст от 7 до 8 лет В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет

1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

 3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

4. Используйте специальные детские поисковые машины.

 5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса. 7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.

 8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

11. В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

13. Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".

14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

      Последнее время широкую популярность среди детей и подростков получил корейский сериал "Игра в кальмара". Этот сериал содержит жестокие сцены насилия и убийства.

"Проигравшего"наказывают страшной смертью. Сериал имеет возрастные ограничения 18+, тем не менее, это не мешает детям разного возраста смотреть его, обсуждать и выстраивать собственные версии "Игра в кальмара". Не нужно обсуждать этот вопрос с детьми и делать рекламу!Но родители должны быть опевещены о подобных веяниях, чтобы держать руку на пульсе.

Специалисты уверены, что одна из причинпопулярности подобных фильмов-недостаток личного контакта с друзьями и близкими.

4. Еще одна острая проблема-кибербуллинг.

Кибербуллинг или виртуальное издевательство Кибербуллинг - преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

Рекомендации родителям по профилактике кибербуллинга.

 Кибербуллинг – одна из форм запугивания, преследования, насилия, травли детей и подростков с помощью информационнокоммуникационных технологий (т.е. мобильных телефонов и интернета), агрессивное преследование одного или нескольких членов коллектива при неравном соотношении сил между преследователями и жертвой. Под преследованием, как правило, имеются в виду оскорбления, насмешки, демонстративное игнорирование, унижения и побои. Любая травля – в том числе и кибербуллинг – опасна для психологического здоровья жертв. Последствия этого могут быть крайне серьезными: замкнутость, плохая успеваемость в школе, депрессия, агрессия или даже попытки нанести себе вред.

Пять полезных советов для родителей и всех неравнодушных к проблеме кибербуллинга

ШАГ №1 Научите детей грамотно справляться с единичными случаями кибербуллинга. Посоветуйте игнорировать одноразовые оскорбительные сообщения. Не спеши выбрасывать свой негатив в интернет. Прежде чем отвечать на агрессивное сообщение, постарайся успокоиться, а еще лучше, посоветуйся со мной или сразу заблокируй обидчика. В соцсетях есть практика: «Лучший способ борьбы с неадекватами – это игнор», часто вследствие такого поведения кибербуллинг останавливается на начальной стадии.

ШАГ №2 Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо сохранить свидетельства этого события, сделать копии полученных сообщений. Если кто-либо скажет, пришлет тебе, или ты сам обнаружишь в сети что-то такое, из-за чего ты будешь расстраиваться или переживать, обязательно поделись со мной. Особенно, если ктото постоянно присылает тебе угрозы или порнографию. Если неприятная тебе информация размещена на каком-то сайте, всегда можно сделать запрос к администратору для ее удаления.

ШАГ № 3 Сделайте вместе настройки конфиденциальности публикаций и научите ребенка добавлять «в друзья» только реальных знакомых. Расскажите о возможных последствиях размещения в сети личных фотографий и видео. Никому не открывай свои личные данные (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без нашего разрешения, не рассказывай о нашей семье и где живешь, - это закрытая информация, которую не следует распространять в сети. Никогда не делай того, что может стоить денег нашей семье. Держи свои пароли в секрете и используй для общения только ники.

ШАГ №4 Предупредите ребенка об опасности со стороны незнакомцев в виртуальном мире. Старайся общаться только с теми людьми, которых знаешь. Обязательно поделись, если вдруг с тобой захочет встретиться пользователь сети, которого ты лично даже не знаешь. Любой человек в интернете может с легкостью выдавать себя за другую личность, поэтому ни в коем случае нельзя соглашаться на встречи с незнакомыми людьми, даже если вы и давно общаетесь в сети.

ШАГ №5 Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей. В присланных файлах могут содержаться угрозы, непристойные картинки, вирусы и все, что угодно. Поэтому сразу удаляй такие вложения, не открывая их.

5. Обязательно ли я должен регистрировать своего ребёнка на портале "Навигатор дополнительного образования". 

Да. Регистрация в Навигаторе аналогична регистрации ребёнка в электронном журнале и дневнике в общеобразовательной школы, это связано с цифровой трансформацией образования в регионе -https://edu/orb.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий