Родительское собрание №1 от 23.09.20.
Повестка собрания.
1. Доклад Круцкиной Н. А. "Что нужно знать родителям, если ребёнок пошёл во 2класс?"
2. Успеваемость учащихся 2в класса.
3. Разное.
Доклад Круцкиной Н. А.
Тема: «Что нужно знать
родителям, если ребенок пошел во 2 класс?»
В 8-9
лет ребенок продолжает расти, но до кардинальных изменений, сопровождающих
период полового созревания, еще достаточно далеко. Организм в этом возрасте
пока еще детский, и, несмотря на кажущуюся взрослость, достаточно хрупкий. Он
нуждается в полноценном отдыхе, в нормальном количестве сна (хотя бы девять
часов в сутки) и в правильном питании.
Этот
возраст – один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того,
когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой -то момент он
проходит через кризис. В этот период особенно важно научиться понимать ребенка,
учитывать его потребности. Учебная мотивация сменит игровую, тем самым он
начинает понимать, что знания и их уровень влияют на развитие личности младшего
школьника.
Во
втором-третьем классе увеличивается школьная нагрузка, и многие дети уходят с
головой в учебу и перестают что-либо замечать вокруг себя.
У
второклассников, как и у первоклассников, над всеми психическими процессами
доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Тем самым делая
уроки с ребенком родителям рекомендуется решать задания, на наглядных предметах
(яблоки, конфеты и т.д.). До второго класса основным механизмом у ребенка
является игра, а во втором классе таким механизмом становиться учебная
деятельность.
Младший
школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более
развитой, зрелой, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Присутствует
острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка равнозначно тому, чтобы
быть хорошим и любимым. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми»
школьниками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым
обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь
маленький школьник достаточно хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидания
второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них
первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом
классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще
не знаю, как смогу».
Сходные
надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка
второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у
первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Дети считают себя «хорошими», «умными» и положительно оценивают свои школьные
успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно.
Во
втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко
снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается.
Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение
самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к
себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов
своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего
труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению.
Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Осложняющим
фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения,
для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.
В этой
связи требует обсуждения проблема школьных
оценок и отметок и отношения к ним детей и родителей.
Оценка
нетождественна отметке.
Оценка – это процесс оценивания; отметка –
результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.
Процесс
оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором
учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные
стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает
рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, как вывод из
сказанного, называет заслуженную отметку.
Как
правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь «объявлением» отметки,
не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между
результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается
скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил
«пятерку», а сегодня – «тройку».
Родители
также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения
учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не
иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.
Выходит,
что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом
посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности
и интересы школьника при этом не учитываются.
Однако
без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей
работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для
детей самодавлеющее значение, превращается в школьного идола, о
котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом
пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он
добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый.
Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям
непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего
труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается
удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает
учиться не для личной радости, а для отметки».
К
сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в
зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь
быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда
«пятерки» получаю».
Психолог
Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия
говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка»,
равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Родители,
связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не
соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной
самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе,
мешают развитию интереса к учению.
Родителям
необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные
знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в
получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в
учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет
вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему
реальную помощь в учебе.
В
начальной школе родители оказывают своему ребенку не только моральную и
эмоциональную поддержку, но и активно помогают ему в домашней учебной
деятельности.
Одним
из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников
является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего – с матерью. Однако
нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только
в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития
личности школьника.
Многим
родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после
многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или
трудного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне
не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как
ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения,
встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую
проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной
деятельности получило название «когнитивный (познавательный) диссонанс».
Специальные
психологические исследования показывают, что рассогласование когнитивных стилей
младшего школьника и его родителей (особенно матери), влияет на
успешность их совместной учебной работы.
Если
ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение
обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная
учебная работа также будет малоэффективной.
Следствием
возникающего конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может
стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома
учебной работе. Совместное выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми
конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Ежедневная повторяемость
таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого
смыслового барьера, в результате чего он становится менее восприимчив к
педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Для
взрослого, помогающего ребенку в подготовке домашних заданий, важно осознать
возможные причины трудностей в совместной работе. Понимание им
особенностей мышления ребенка ребенка, а также осознание собственной
познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней
учебной работы младшего школьника.
Чтобы сохранить общность с собственным ребенком и в то же время не подавить полностью его волю, старайтесь просто побольше с ним разговаривать — по-взрослому, без сюсюканья и не на повышенных тонах. Спрашивайте, что было в школе, какие ситуации возникали, как ведут себя одноклассники, что говорит учительница. Задавайте наводящие вопросы, и ребенок обязательно расскажет то, что его беспокоит.
Как помочь второкласснику?
Переход
ребенка во второй класс знаменуется тем, что обязательными становятся домашние
задания, а детям начинают ставить отметки.
Все это достаточно непросто для ребенка и существуют особые секреты для
родителей по поддержке ребенка в данный период:
1.
Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе
объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.
2.
Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически
не формируется, таковы законы усвоения.
3. Если
родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок
может его не делать и не записывать.
4.
Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник
и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в
дневник.
5.
Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и
стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и тоже время.
6.
Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал.
7.
Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.
8.
Показывать пример организованности и собранности.
9.
Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не
ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться.
10.
Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это
сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
11. Не
думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет
ребенок отличник или ударник – мы все разные.
12.
Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с
золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут
сформировать.
13.
Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность,
которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может
получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную
деятельность.
14. Не требовать
от ребенка больше, чем он может в данный момент.
15.
Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка
только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок,
то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
16.
Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в
предыдущем периоде.
17.
Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие
продвижения.
18.
Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми.
19.
Ребенок должен видеть, что ошибаться – это нормально, что ошибаются и мамы, и
папы и бабушки и дедушки.
20.
Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности,
поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять:
«Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2».
21.
Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все
обязательно получится.
Памятка для родителей №1.
Как
относится к отметкам ребенка.
Не ругайте своего ребенка за
плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть
хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в
ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребенку, если
он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не
только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в
результате ежедневного, упорного труда.
Не заставляйте своего ребенка
вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить,
унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой
отметки.
Никогда не выражайте сомнений по
поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
Есть сомнения - идите в школу и
попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других
взрослых и детей в проблемах собственных детей.
Поддерживайте ребенка в его, пусть
не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю
получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком
надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради
того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Демонстрируйте положительные
результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Памятка для родителей № 2.
Как помогать ребенку в приготовлении
домашних заданий.
Посидите со своим ребенком на
первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того,
насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его
будущие школьные успехи.
У вашего ребенка не сформирована
привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите
ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках
спокойно, будьте терпеливы.
Оформите рабочее место ребенка,
поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков,
интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
Учите выполнять уроки только в
этом рабочем уголке.
Объясните ребенку главное правило
учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем
месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
Постоянно требуйте от ребенка
приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно
это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам
убирать свое рабочее место.
Если ребенок в вашем присутствии
делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает
ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они
задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
Если ребенок что-то делает не так,
не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока
кажется таинственным и трудным.
Учите вашего ребенка не
отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно
напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
Если ребенок выполняет письменное
задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с
соблюдением полей.
Не заставляйте своего ребенка
многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его
интерес к школе и учению.
Старайтесь, как можно раньше
приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае
необходимости.
Каждый раз, когда вам хочется
отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание,
вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш
ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
Научите его выполнять любое дело,
в том числе и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это
сохранит его и ваше здоровье.
В конце концов, радуйтесь тому,
что у вас есть такое счастье с кем-то
делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
Комментариев нет:
Отправить комментарий